Правила пользования библиотекой

           
ПРАВИЛА
                  Пользования  муниципальными  библиотеками МКУ «ЦБС» ГО «г. Якутск»  


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.  Библиотека - это информационное, культурное, просветительное,  образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
1.2.  Централизованная библиотечная система (далее ЦБС)  -  это совокупность муниципальных общедоступных библиотек, учрежденная  Окружной администрацией  города Якутска.
1.3.  ЦБС представляет собой объединение муниципальных библиотек в единое,  структурно целостное учреждение, функционирующее на основе  единого управления, общего фонда,  штатного расписания, организационного и технологического единства.
В структуру  ЦБС входят:
- Центральная городская библиотеки им. В.Г.Белинского как орган управления  ЦБС
- специализированные  библиотеки-филиалы №№ 2, 3, 5, 19, 21 как  специализированные структурные подразделения ЦБС;
- городские библиотеки- филиалы  №№ 4, 6, 8, 17 (в т.ч. филиал №4 – модельная библиотека) как структурные подразделения  ЦБС  универсального профиля;
- детские библиотеки-филиалы №№ 15,16 как специализированные детские структурные подразделения ЦБС;
- сельские библиотеки-филиалы №№  9, 10, 13, 20 ( в т.ч. фил.№№ 9, 13- модельные     сельские библиотеки) как специализированные сельские структурные подразделения ЦБС;
- стационарные пункты библиотечного обслуживания (СПБО) №№  7, 12, 14, как структурные подразделения головных библиотек-филиалов №№ 3,10,20 соответственно)
1.4.  Библиотеки, входящие в ЦБС, общедоступны, то есть предоставляют равные возможности  пользования фондом и услугами всем гражданам без ограничений по этническому, образовательному, социальному, гендерному уровню и принадлежности к определенным  политическим, религиозным (кроме экстремистских) убеждениям, а также  людям с ограниченными физическими возможностями, юриди­ческим лицам, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Порядок доступа к документному  фонду ЦБС и условия их предостав­ления устанавливаются настоящими Правилами.
1.4. Основной целью деятельности ЦБС является обеспе­чение всем гражданам  реализации возможности и потребности:
·         свободного доступа к информации, приобщения к культур­ным ценностям, накопленным человечеством во всех сферах его деятельности;
·         получения информации о процессах, протекающих во всех сферах современного общества;
·         проведения  познавательного досуга, общения в объединениях, сформиро­ванных по интересам и иной дифференциации;
·         детские библиотеки,  детские отделения и детские специализированные кафедры  обслуживания  во взрослых  библиотеках способствуют формированию информационных, обще­культурных потребностей  детской  личности;
Для достижения этих целей   ЦБС предоставляет свои фонды во временное пользование через системы читальных залов, абонементов, отделов универсального типа (детские, краеведческие и т.п.),  ЦОДов, книгохранилищ;  организует  внутрисистемный  книгообмен (ВСО), доставку документов  через МБА, осущест­вляет справочно-информационное обеспечение информаци­онных потребностей пользователей, организует массовую работу, внедряет новые технологии, позволяющие  приобщаться к библиотечным ресурсам в режиме отдаленного пользователя.

2. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

2.1. Каждый пользователь, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, вероисповедания имеет право на информационно-библиотеч­ное обслуживание в библиотеках   ЦБС.
2.2. Пользователи детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание во всех библиотеках- филиалах  ЦБС и отделах ЦГБ.
2.3. Лица, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста, ограниченных  физических возможностей,  имеют право получать документы из фонда ЦБС  через нестационарные формы обслуживания  (надомное обслуживание, библиотечный патронаж,  нестационарные  пункты).
2.4. Иногородние, иностранные граждане, граждане, име­ющие временную  регистрацию или  зарегистрированные в других районах республики или регионах страны, могут пользоваться  услугами читального  зала в стенах библиотеки или воспользоваться  системой залога  на абонементах библиотек ЦБС, которая предполагает выдачу документного экземпляра на дом.
2.5.  Юридические лица обслуживаются на основе дого­ворных отношений.
2.6. Все пользователи   библиотек ЦБС  имеют право:
- гарантии на сохранение их персональных данных  и конфиденциальное их использование  в интересах  деятельности библиотеки (ФЗ-152 «О персональных данных»  от 27.07.2006  с изм. и доп. от 31.12.2017)
- бесплатно получать консультационную помощь в поиске  и выборе источников информации;
- бесплатно получать исчерпывающую информацию о составе биб­лиотечных фондов ЦБС через систему электронного  и традиционного  справочно-поискового аппарата(каталоги), сайта   и  через другие фор­мы библиотечного информирования  (ежемесячные бюллетени новых поступлений, каталог периодических изданий выписываемых ЦБС);
- бесплатно получать во временное пользование на абоне­менте или в читальном зале любой документ из библио­течных фондов;
- получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу(МБА) из библиотек других систем и ведомств, а также по системе внутрисистемного книгообмена (ВСО) из совокупного единого фонда ЦБС;
- получать документы по системе электронная  доставка, не оплачивая эту услугу, если задействованы собственные ресурсы;
- пользоваться другими видами услуг, в том числе и плат­ными, перечень которых определяется Прейскурантом  услуг ЦБС.
2.7. Пользователи имеют  право:
- входить в состав  различных  общественных советов и комиссий, если  таковые учреждены  при   библиотеках, входящих в   ЦБС;
- участвовать по собственной инициативе или по  просьбе библиотечных сотрудников в   библиотечных мероприятиях;
- высказывать свои мнения и суждения о деятельности   ЦБС в целом и об  отдельных структурных подразделениях  в частности, а также о коллективе в целом или конкретном сотруднике в частности;
-  вносить предложения по улучшению работы    в целом ЦБС и отдельных её библиотек;
- пользоваться платными услугами   библиотек   ЦБС  согласно Прейскуранту услуг;
- обжаловать в суде действия должностных лиц   ЦБС и отдельных библиотек,  ущем­ляющих их права;
- обратиться  с предложением и жалобой в дирекцию ЦБС или в вышестоящие органы: в Управление культуры и духовного развития окружной  администрации г. Якутска (мэрия).

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

3.1.  Пользователь обязан соблюдать правила пользования  единые для всех библиотек  ЦБС.  Пользователи, нарушившие Правила и причинившие ущерб библиотекам компенсируют его в следующем порядке:
·         при утере или порче документа из фонда  ЦБС обязаны заменить их соответственно такими же или признанными равноценными (в том числе ксерокопиями утраченных или испорченных документов - Закон "Об авторском праве и смежных правах", ст. 20), при невозможности замены - возместить их индексированную стоимость (стоимость утраченных, испорченных документов определяется по ценам, действующим в современных рыночных  условиях (ГК, ст. 12,15));
·         при нарушении сроков возврата документов, взятых во временное пользование на абонементе, могут быть  сделаны письменные  замечания, либо временное  лише­ние права пользования абонементом сроком на 1-3 месяца или перевод временно  на залоговое обслуживание (ГК, ст. 12, 330-331,334-336);
·         за утрату произведений печати и иных материалов из фонда библиотек, причинение им невосполнимого вреда и нарушения сроков возврата документов несовершеннолетними читателями ответственность несут их роди­тели, опекуны, попечители, учебные заведения, воспита­тельные или лечебные учреждения (интернаты, детские дома, профилактории и т.д.), под надзором которых они состоят; ответственность при иных случаях нанесения вреда имуществу или персо­налу библиотек ЦБС  несут в соответ­ствии с действующим законодательством (ГК, УК).
3.2. Пользователи также обязаны:
- бережно относиться к документам из фонда  ЦБС: не де­лать в них никаких заметок, не вырывать и не загибать страниц, не выносить из помещения библиотеки (отдела) документы, если они не записаны в читательском формуляре, возвращать документы в установленные сроки;
·         не нарушать расстановки фонда в отделах с открытым до­ступом, не вынимать карточки из каталогов и картотек;
·         при получении документов тщательно  их просмотреть,  в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю, который обязан сделать соответ­ствующие пометки на выдаваемом документе в присут­ствии пользователя;
·         бережно относиться к  библиотечному имуществу;
·         быть вежливым и не нарушать  этические нормы   и правила поведения  в   общественных местах.
·         пользователь несет ответственность  за появление в библиотеках  ЦБС в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; В таком состоянии  его не обслуживают и делают письменное  замечание  на обороте читательского формуляра,
·         категорически запрещается  употреблять спиртные напитки, в том числе пиво, в помещении библиотеки, а также на территории, относящейся к библиотеке: входная площадка, скверы,  палисадники.
·         читатель имеет возможность перекусить принесённой  с собою едой в специально отведенном для этого месте для перекуса
·         посетителям библиотек ЦБС не разрешается применять ненормативную лексику, оскорблять  работников  и других посетителей библиотеки. К ним применяются такие меры воздействия, как замечание, предупреждение и - как крайняя мера -лишение  читательских прав.
·         категорически  запрещается курить в любом помещении библиотек, а также на территории входной зоны библиотеки, куда относятся крыльцо, территория под окнами, палисадники, оборудованная площадка перед библиотекой.
·         пользователи должны соблюдать  требования санитарно-гигиенических правил к одежде, не допускается посещение  библиотеки  в специализированной рабочей одежде (спецовки, ватники, комбинезоны, сапоги).
      к  посетителям библиотек ЦБС  применяются требования, не разрешающие
      проходить к фондам с животными  (кроме собак-поводырей)  и сумками
      (рюкзаками) больших габаритов более 30х20/х10 см.
·          


4. ПРАВА  ЦБС :

4.1.  Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом.
4.2. Утверждать по согласованию с Учредителем Правила пользования ЦБС.
4.3. Пользоваться конфиденциальной базой персональных данных  пользователей и гарантировать  их сохранность и недоступность. (Согласно  ФЗ-152 от 27.07.2006  с последними изменениями и дополнениями от31.12.2017г, действительными в 2018 году).
4.4.  Определять сумму залога при предостав­лении редких и ценных изданий
4.5.  Определять размер штрафа (пени) за нарушение сроков пользования документами.
4.6. Определять в соответствии с Правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесен­ного пользователями  ЦБС
4.7.Разрабатывать номенклатуру информационно-библиотечных услуг бесплатных и платных, отраженных  в Прейскуранте услуг ЦБС, срок действия которого 3 года.
4.8. Создавать в порядке, установленном действу­ющим законодательством, общественные библиотечные объединения (совет, общество, комитете, актив).
4.9. Участвовать на конкурсной или иной основе в реали­зации федеральных и региональных и муниципальных  программ развития библи­отечного дела.
4.10..  Осуществлять в установленном порядке сотрудни­чество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств (в т.ч. СНГ), в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в между­народные организации, участвовать в реализации междуна­родных библиотечных и иных программ.
4.12.  Самостоятельно определять источники комплекто­вания своих фондов.
4.13.. Изымать и реализовывать документы из своих фон­дов в соответствии с порядком исключения документов, согласо­ванным с учредителем в соответствии с действующими норма­тивными правовыми актами.



5..Обязанности  структурных подразделений ЦБС  

5.1. Библиотеки   обязаны:
·         создавать все условия для осуществления прав пользо­вателей на свободный доступ к информации и докумен­там из фондов   ЦБС;
·         изучать и наиболее полно удовлетворять запросы пользо­вателей. Не допускается использование сведений о поль­зователе и его чтении, кроме научных целей и улучшения организации библиотечного обслуживания (Конституция РФ, ст. 24, ФЗ, ст. 12, п. 1);
·         содействовать формированию у пользователей, особенно детей, информационных потребностей, принимать меры к привлечению населения к чтению и пользованию библиотеками    ЦБС;
·         осуществлять библиотечно-библиографическое и инфор­мационное обслуживание с учетом требований времени, внедряя новые технологии;
·         обеспечивать высокую культуру обслуживания пользова­телей, оказывать им помощь в выборе необходимых произведений печати и иных материалов путем устных консультаций, предоставления в их пользование справочно-поискового аппарата (СПА);
·         в случае отсутствия в фонде ЦБС необходимых пользо­вателю документов, запрашивать их по межбиблио­течному абонементу (МБА), из других библиотек ЦБС  (ВСО);
·         осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фонде
документов в соответствии с установ­ленными правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование, учет, хранение, использование произведений печати и других материалов, являющихся памятниками истории и культуры, с соблюдением требований законодательства РФ. Сотрудники  при выдаче документов обязаны тщательно просмотреть их и в случае обнаружения каких-либо дефектов, сделать соответствующие пометки на выда­ваемом документе. То же при приеме от читателя возвра­щаемой им литературы; систематически следить за своевременным возвращением в библиотеки  выдаваемых документов.
5.2.  ЦБС по требованию пользователей обязана предо­ставить им информацию о своей деятельности и использовании фондов.
5.3. Работники ЦБС обязаны соблюдать правила и нормы  деловой  этики  в обращении  с посетителями и в общении по телефону.
5.4. По первому требованию  предоставлять  книгу жалоб, претензий, отзывов.
5.5. ЦБС обязана предоставлять исчерпывающую информацию  в «Уголке потребителя»,  который должен находиться  на видном  и доступном месте в фойе библиотек.


6.  ПОРЯДОК ЗАПИСИ  И  ПОСЕЩЕНИЯ  БИБЛИОТЕК   ЦБС

6.1. Запись в библиотеку
·         Запись осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность.
·         При регистрации в библиотеке в качестве её пользователя  необходимо подписать   двух стороннее  соглашение: со стороны читателя – о предоставлении персональных данных о себе; со стороны библиотеки – о конфиденциальности  читательских персональных  данных и гарантии их сохранности и недоступности (ФЗ-152 от 27.07.2006 с изм. и доп.от 31.12.2017)
·         Дети до 14 лет записываются на основании документов, удостоверяющих личность их законных представителей   и их поручительства.
Родители, опекуны, попечители, иные законные предста­вители должны ознакомиться с Правилами пользования и письменно (своей подписью) заверить свою обязанность их соблюдения
·         Дети в возрасте до 7 лет посещают библиотеки вместе с родителями или другими взрослыми сопровождающими  лицами: бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, тети и дяди.
·         При записи в библиотеки   ЦБС  пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования и подтвердить обяза­тельство об их выполнении своей подписью на читательском билете или читательском формуляре.
·         При перемене места жительства, изменении фамилии и других изменениях  (место работы, учебы, временная безработность, надомная работа, фрилансер)  читатель должен своевременно сообщить об этом в библиотеку.
·        Библиотеки  самостоятельно определяют техно­логию записи и пользования библиотекой (читательские билеты, контрольные листки или читательские  формуляры).
 6.2 Порядок  посещения
·        Читатель  должен ознакомиться  с режимом работы  библиотеки и  не  посещать  её в выходные  и  санитарные дни, Руководствоваться при посещении библиотеки установленным  режимом часов работы.
·         Читатель вправе  обжаловать  необоснованное  закрытие библиотеки  раньше положенного срока (кроме форс-мажорных обстоятельств).
·         Исходя из наполняемости помещения, дежурные библиотекари  за 30 минут до закрытия предупреждают об этом читателей.
·         Посетитель абонемента имеет право  за 5 минут до закрытия  сдать книги, без права выбора книг.
·         Обязанность библиотеки  напоминать о режиме работы, поместить информацию на представительской вывеске на входе (на двух языках), на сайте библиотеке,  на информационном терминале,  на путеводителях по отделу или по библиотеке, на визитке.

7. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ

7.1. Абонемент - структурное подразделение библиотеки, оказывающее услугу населению по предоставлению во временное пользование  с выдачей на дом документов на опреде­ленный срок и на определенных условиях. Порядок записи  в библиотеку см. раздел 6  настоящих Правил.
7.2.  Абонементом могут пользоваться граждане, пропи­санные в районе размещения библиотеки,  в  ЦГБ -  население всего города.
Иногородние, иностранные граждане, граждане,  имею­щие  временную регистрацию или зарегистрированные  в  других районах города могут пользоваться  услугами читальных залов или залоговым фондом,  за исключением  ЦГБ, зона её действия  весь город.
7.3. Пользователь может получить единовременно на дом не более 5 экземпляров (журналов или книг) на 15 дней. Срок пользования новыми журналами и документами повышенного спроса устанавливается до 7 дней.
7.4.  Пользователь может продлить срок пользования документом лично или по телефону не более двух раз подряд (то есть еще на один месяц), при условии, что на них нет спроса со стороны других пользователей.
7.5. Через 15 дней библиотекарь напоминает читателю письмен­но или по телефону о необходимости возврата документов. Если документы не возвращены, библиотеки могут применить штрафные санкции:
·         штраф за факт задержки и  пени  за каждый просрочен­ный день в соответствии с прейскурантом .
·          перевести читателя, имеющего право на бесплатное обслу­живание на абонементе, на обслуживание под залог.
·         лишить права пользования абонементом на 3 месяца
7.6. Пользователь обязан расписаться за каждый получен­ный на абонементе документ. При возврате документов расписки читателя в его присутствии погашаются подписью или личным штемпелем библиотечного работника.
·         Дошкольники и учащиеся 1-3 классов за получение на абонементе документов не расписываются. Гарантом является подпись родителей и других законных представителей.
7.7.  Формуляр читателя и книжный формуляр являются первичными документами учета, удостоверяющими факт записи  читателя, даты и факт выдачи читателю документов и приема их библиотекарем
7.8. Читатель-пользователь абонемента вправе  воспользоваться тем набором услуг, которые определены прейскурантом библиотеки.
7.9. Читатель-пользователь абонемента вправе  оставить замечание или предложение, касающееся  работы абонемента и получить устный или письменный ответ.


8.. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМИ ЗАЛАМИ

8.1.  Читальный зал - это структурное подразделение  внутри библиотеки с выделенным помещением для работы с документным фондом в стенах библиотеки, обособленными фондами, наиболее полным собранием периодических изданий  (в отсутствие  специализированного отдела периодики в библиотеке),  предостав­ляющее возможность пользоваться документами в помещении библиотеки, в конце рабочего дня взять издание под залог, сделать копию.
8.2. Читальный зал бесплатно обслуживает всех желающих по предъявлению документа, удостоверяющего личность и гарантирует сохранение персональных данных на основании подписанного соглашения между библиотекой и пользователем. ( см. раздел 6 настоящих Правил) В случае отсутствия такого документа читатель имеет право на единовременное пользование читальным залом по разрешению администрации.
8.3.  Число документов, выдаваемых в читальных залах, не ограничено.
8.4. Редкие и ценные издания, единственные экземпляры, документы, полученные по МБА ВСО,  которые в других  отделах библиотеки  на дом не выдаются, используются  читателями  только в читальном зале.
8.5. Пользователь обязан расписаться за каждый получен­ный в читальном зале документ на книжном формуляре. Читатели-дети расписываются в формулярах, начиная с 4 класса.
8.6. Пользователь читального зала вправе воспользоваться  платными и бесплатными услугами, представленными в прейскуранте библиотеки.
8.7. Пользователь читального зала имеет право оставить замечание, предложение, касающееся работы читального зала и получить устный или письменный ответ.
8.8.За 30 мин. до окончания работы библиотеки обслуживание  новых читателей в читальном зале прекращается.


9. Правила  пользования  Центрами общественного пользования (ЦОД)

9.1. Центр общественного доступа к интернет-ресурсам – это структурное  подразделение библиотеки с выделенным помещением для работы на компьютере,  оборудованными  автоматизированными  пользовательскими местами, обслуживающим персоналом (библиотекари-технологи), обособленными фондами  на электронных носителях.
9.2. Механизм  оформления  пользователей ЦОДа  (запись) идентична   другим структурным   подразделениям: предъявление документа, соглашение о персональных данных, регистрация  в пользовательской электронной базе данных  (см. раздел 6 настоящих Правил)

 9.3. Доступ к работе на компьютере бесплатный для всех категорий пользователей по предъявлению документа удостоверяющего личность, для детей школьного возраста по поручительству родителей.

9.4.  В помещении ЦОДа  находится оповещение посетителей  о видеонаблюдении.

9.5. Ввиду ограниченности мест  в ЦОДе  установлен  повременной ограничитель  работы на компьютере:
·         Для взрослых не более 2-х часов
·         Для взрослых,  работающих  на компьютере  с образовательной научной или производственной целью,  продолжительность  времени за компьютером по согласованию с дежурным библиотекарем-технологом
·         Для  детей младшего школьного возраста 15/20 минут;
·         Для детей среднего школьного возраста    30/40 минут
·         Для просмотра художественного фильма-продолжительность одного сеанса –примерно 1.30 часа.
9.6.  Пользователь несет ответственность за бережное отношение  к технике ЦОДа и мебели. По  возникшим  неполадкам  и  сбоях в программе   пользователь  не должен  предпринимать никаких действий по самостоятельному устранению  их, а обратиться к дежурному библиотекарю-технологу.
9.7. Пользователи –дети школьного возраста  работают на специально выделенных для них  автоматизированных местах.

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий